Выставка " Юность немецкой индустриальной рекламы Листовка 1900 - 1930-х гг.".

Событие состоялось: 01.03.2008
Событие закончилось: 01.10.2008

На выставке представлена юность немецкого рекламного плаката, его первая волна, неизвестная, неизученная. Индустриальный плакат менее интересовал исследователей, чем зрелищный (театр, кино, спорт) или политический. Уникальные, сохранившиеся в единичных экземплярах плакатики из собрания нижегородского журналиста Л.Л. Крайнова-Рытова экспонируются впервые.

Реклама является отражением развития промышленности. В конце XIX начале ХХ вв. Германия достигла необычайных высот в развитии индустрии, что не могло не сказаться на бурном росте рекламного дела. В то же время, I Мировая война и поражение в ней, привели к тому, что рекламный плакат 1914 - 1925 гг. практически отсутствует. А в 30-х гг. ХХ столетия немецкая реклама возрождается на новом техническом и художественном уровне.

Германия - родина первого книгопечатного станка, уличной рекламной тумбы, одного из первых учебных пособий по рекламному делу имела передовую типографскую базу, что позволило широко применять в рекламной практике все виды и типы печатной продукции.

Острая конкурентная борьба повлияла на развитие плаката, сделала его орудием постоянного соперничества в продвижении промышленных товаров и услуг. Индустриальная реклама в форме красочного плаката, яркой листовки, проспекта - с самого начала переросла региональные рамки и стремилась стать всегерманской, всеевропейской, что подтверждают необыкновенно высокие тиражи отдельных печатных изданий по пропаганде промышленных товаров. Индустриальный плакат малого размера, а также рекламная листовка стали наиболее удобным и экономически выгодным для изготовления и распространения.

В то же время массовая индустриальная реклама - не для всех, она ориентирована, порой прямо адресована на рабочий кабинет фабриканта, заводчика, управленца, инженера и предназначена для близкого рассматривания в цехе, конторе, конструкторском бюро, лаборатории. Отсюда интерьерный, камерный формат листовки. Производители определяли рынки сбыта и заказывали в типографиях потребное количество печатной продукции. Эти виды рекламы производителей (а не посредников или продавцов) раздавались бесплатно, как первая информация, на ярмарках, выставках, биржах, съездах инженеров и промышленников, они же рассылались по почте в адрес предполагаемых потребителей, в том числе и за рубеж.

От медленного набора литер вручную до скоростного набора текстов на линотипах развивалось типографское дело. Рекламная листовка, первоначально только текстовая, обогатилась черно-белым рисунком, а затем и цветным, ее действенность в качестве коммуникативного средства становилась все более эффективной. Гравированный вручную, затем клишированный или отпечатанный с камня (литография), чуть позже - хромолитографированный, а с появлением скоростных офсетных печатных машин многоцветный и полноцветный - таков путь рекламного плаката. Развитие фотодела привело к использованию в рекламе документальной фотографии, фотомонтажа, различных коллажей. Германия по числу типографий и литографических заведений в начале ХХ века прочно держала первое место в Европе.

Для изготовления листовок применялись разные виды и сорта бумаги: полукартон и даже картон, тончайшая папиросная бумага, матовая калька, мелованная, глянцевая, ватманская, фольгированная (под серебро или золото), с водяными знаками. Немцы одними из первых стали активно украшать и разнообразить внешний вид малых типографских форм рекламы вырубками, высечками, тиснением.

Рекламная продукция в типографиях документировалась так же, как и другие виды изданий - на плакатах развернутые выходные сведения (название типографии, город, тираж, дата заказа, издательский или серийный номер печатного изделия). Часто на листовках ставились фамилия или авторский знак художника. Оригинальная, легко узнаваемая манера характерна для рекламных листовок Вилли Роертса, Сильвера Крупа, Людвига Хохлвейна и многих других.

Реклама с одной стороны формирует представления общества об окружающем мире, а с другой стороны - отражает их. Отличительной чертой индустриального рекламного плаката Германии 30-х гг. ХХ в. является широкое и разнообразное использование образа рабочего человека, как главной фигуры промышленного производства. Инженерам и ученым в рекламе уделяется гораздо меньше внимания, а образ капиталиста-фабриканта зачастую и вовсе ироничен. В целом отображение в рекламе промышленного производства довольно реалистично и показывает напряженный, нелегкий труд.

Интересно, что для рекламы продукции машиностроения, химической промышленности, транспорта немецкие художники использовали и юмор, и образы животных, и женские образы, часто довольно игривые.

Уже в начале ХХ в. значительное внимание уделялось проблемам экологии. Широко рекламировались фильтры для воды и воздуха, предприятия по переработке мусора и промышленных отходов.

Что же касается рекламы, рассчитанной на потребителя, то, на примере листовок, рекламирующих лекарственные препараты, очень хорошо видно, что основные идеи и приемы были разработаны именно в первой половине ХХ в. и ничего особо нового с тех пор не появилось. Лекарства делают привлекательным для потребителя новизна научных разработок, натуральное сырье, быстрое избавление от боли, надежная помощь в любой ситуации и т.д.

Особенно красочна и интересна в дизайнерском отношении реклама самих типографских услуг. Это и не удивительно, ведь она должна демонстрировать все возможности полиграфии, оригинальность художественных идей, качество исполнения.

Некоторые фирмы, продукцию которых рекламируют листовки 30-х гг. ХХ в. успешно действуют и сегодня. К их числу можно отнести производящую лекарственные препараты "BAYER", краски "HENKEL", технику "SIEMENS" и многие другие.

Место проведения:
Нижний Новгород, пл. Минина, 4. Музей ННГУ

 Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы  Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы  Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы
 Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы  Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы  Выставка - Юность немецкой индустриальной рекламы

 Copyright © 2008 Музей ННГУ  По всем вопросам: info@museum.nnov.ru