Нижегородский Кремль
История и архитектура
 Несохранившееся церкви и соборы

Кафедральный Спасо-Преображенский собор.

      Первоначальное основание Нижегородского кафедрального соборного храма Преображения Господня, или церкви " Спаса Святаго" относится к 1225 году, через четыре года после построения Нижнего Новгорода и Архангельского собора. Основателем его считается великий князь владимирский Юрий Всеволодович. Собор с самого начала был построен из белого камня.

      Первый из великих князей нижегородских, Константин Васильевич начал строить в 1350 году в Нижнем Новгороде каменную соборную Спасо-Преображенскую церковь в новом, улучшенном виде. А в 1352 году собор был построен и освящен. В эту новопостроенную церковь, великий князь Нижегородский перенес из Суздаля древнюю византийскую икону Спаса Нерукотворного, и великолепно украсил Собор и снабдил его богатой утварью Собор строился по подобию Владимирского Успенского собора.

      Преображенский храм просуществовал только двадцать пять лет в первоначальном состоянии. В 1377 году после Запьянской битвы, его ограбил овладевший городом Арап-шах, а потом, в следующем году, вторично нахлынувшие на Нижний толпы татар Мамая.

      Впоследствии князь Димитрий Константинович, возобновляя столицу свою, возобновил и собор, в котором в начале XVII столетия были, кроме главного Преображенского алтаря, еще два придела: Святого Николая Чудотворца и Святой Параскевы Пятницы. Этот собор простоял до 1672 года и в продолжение 320 лет видел многие невзгоды.

      Спасо-Преображенский собор был местом общественных молитв, прошения и благодарения во всех важных событиях не только для нижегородцев, но и для проезжавших через Нижний Новгород. В нем молился Иоанн IV в 1548 году, и когда шел на Казань в 1550 году и когда возвращался оттуда с победой в 1552 году. В смутные времена собор был местом собраний нижегородцев, в его стенах звучали поучения известного патриота, архимандрита Нижегородского Печерского монастыря Феодосия, посланного в село Пурех за князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Из под стен Спасо-Преображенского собора на защиту отечества выходило нижегородского ополчение, предводительствуемое Пожарским и Мининым. С средины XVII века собор стал ветшать, и хотя некоторое время сохранялся еще в прежнем виде, но служба в нем с 1650 года совершалась редко.

      Вместо его в 1652 году была построена за счет государственной казны, по образцу Московского Успенского собора, другая (третья по счету) соборная церковь во имя Преображения Господня с колокольней. Собор был с тремя выступами у алтаря и особо пристроенной папертью в готическом стиле. Внутреннее расположение его также имело большое сходство с московским собором: четыре огромные круглые колонны, поддерживавшие купол, были покрыты, как и все стены, фресками итальянской школы. Знатоки с особенной похвалой отзывались об изображениях Спасителя в алтаре и Страшного суда на западной стене. Строителями его были, известные архитекторы того времени, или, как называли их тогда, "государевы подмастерья" Лаврентий Возоулин и его пасынок Антипа.

      Храм, построенный Константином Васильевичем, не был разобран, а стоял после сооружения нового еще более сорока лет. В 1672 году митрополит Филарет, первый архиерей Нижегородский, видя, что храм вот - вот разрушится, перенес из него в новый собор гробницы князей и княгинь нижегородских и прах Минина, а потом, в 1674 году, перенес туда же и прах последнего независимого владетеля Нижнего Новгорода - Бориса Константиновича, покоившийся сначала в Суздале, а потом в Городце.

      По приказу митрополита Филарета в 1683 году собор был подновлен, поскольку главы нового собора не соответствовали величию самого здания, они были сняты и устроены новые- каменные, крытые зеленой черепицей, и вместо прежних крестов были поставлены другие - железные, золоченые. Преемник Филарета, митрополит Павел приказал в 1692 году стены собора покрыть фресками.

      Но прошло столетие, как и этот храм начал быстро ветшать. Его поправляли несколько раз: около 1762 года черепица с его глав была снята и заменена железом; причем перекрыта и самая кровля. Через двадцать четыре года (в 1786 году) его опять поправлял епископ Дамаскин: тогда каменные главы сняты и в дальнейшем они были сделаны из железа, крыша перекрыта, заделаны расщелины в стенах, а внутри были совершены различные переделки. Епископ Павел также поправлял его в 1797 году, к приезду императора Павла I, и наконец архиепископ Вениамин II в 1800 году переделывал главы и крышу. Но, несмотря на все эти поддержки, ветхость собора усиливалась более и более; в своде оказались сильные трещины, вследствие чего в первой четверти XIX в. служение в соборе прекратилось.

      Преображенский храм был одним из замечательнейших памятников церковного зодчества, господствовавшего в России в первой половине XVII столетия. Лекоент де Лаво видевший его в 1827 году, говорит: "Весьма достойно сожаления, что нельзя посредством исправлений сохранить сие здание, сколько замечательное по своей архитектуре, столько ж славное по своей огромности".

      Смета на строительство нового храма была утверждена императором Николаем Павловичем уже при епископе Афанасии в 1829 году. Старый храм был разобран и положен первый камень в основание нового храма на том самом месте, где стоял храм, воздвигнутый Константином Васильевичем.

      Четвертый Спасо-Преображенский собор был начат в 1830 и кончен в 1834 году. Строительство собора было произведено по проекту архитектора Ефимова на счет казны и стоило более 300 000 рублей. Новый собор находился на месте второго собора и устроен по образцу третьего собора, но превосходил его размерами. Это был четырехугольный в плане, с пятью большими главами, несколько сжатыми к низу. Внутри собор имел восемь четырехугольных столбов под белый мрамор и украшен стеной иконописью живописцами мастерской Железнова (1837г.) Иконостас, со всеми святыми иконами, был перенесен из прежнего собора и поставлен с небольшими изменениями и подновлениями.

      В собор были перенесены все иконы старинного письма из старого собора. В нижнем ярусе их было восемь: на правой стороне от царских врат - Спасителя, Преображения, Троицы и Вознесения; на левой - Иверской. Главный алтарь новой нижегородской святыни был посвящен Казанской Божией Матери, южный - во имя св. великомученика Димитрия Мироточивого, а северный - во имя св. бессребреников Козьмы и Дамиана. Эти алтари воздвиглись вследствие религиозного и патриотического чувства нижегородских граждан. Праздник 22 октября, в честь иконы Казанской Богоматери, установленный при царе Михаиле Феодоровиче в память избавления Москвы от польских интервентов (в 1612 году), имел глубокое значение для нижегородцев

      К замечательным вещам собора можно было отнести список со знамени или стяга, под которым в 1612 году князь Дмитрий Михайлович Пожарский, вместе с Козьмой Мининым шли с ополчением из Нижнего Новгорода на защиту отечества. Подлинное знамя до 1827 года хранилось в вотчине князя Пожарского - селе Пурех Блахнинского уезда, а в 1827 году взято по высочайшему повелению в московскую Оружейную Палату. Этот список с древнего знамени был окружен 13-ю знаменами нижегородского ополчения 1812 года, присланным императором Александром I .

      На левой стороне собора находилась гробница великого патриота Козьмы Захарьевича Минина Сухорукова. На памятнике Козьмы Минина находилась дощечка с надписью:

      "Избавитель Москвы, отечества любитель
      И издыхающей России оживитель,
      Отчизна красота, Поляков страх и месть,
      России похвала и вечна слава, честь:
      Се Миновичь Козма здесь телом почивает,
      Всяк, истинный кто Росс, да прах его лобзает"

      Прах Минина покоился под высоким саркофагом, покрытый пеленой, сделанной из бархата и шитья по канве, и осененным вызолоченным балдахином, который был обставлен иконами, принесенными в дар на гробницу Минина ратниками 1807 и 1812 годов.

      В этом храме ежегодно совершались поминовение по князю Пожарскому 26 октября, а по Минину 1 ноября.

      В 60-х. гг. XIX в. над могилой К.Минина внутри собора по проекту Л.В. Даля была поставлена шатровая часовня - сень.

      Возле Преображенского собора находилась колокольня, которая была восьмигранная в один ярус, с каменным шатром и небольшой главой, и стояла отдельно, против соборной паперти. Она построена при последнем нижегородском митрополите Сильвестре, в 1716 году. Под ней была устроена церковь в честь святого мученика Феодора Стратилата и Иоанна Воина, но в XIX в. упразднена и была обращена в соборную ризницу.

      В 1930 годы, чтобы освободить место под новое строительство в кремле Спасо-Преображенский собор был разобран.

Успенский военный собор.

      Церковь Успения Божией Матери, построенная нижегородской помещицей Марьей Александровной Мертваго, как памятник Нижегородскому ополчению 1812 года. Ведь, как известно Богоизбранность и богохранимость России связана с культом Успения Богородицы. Всегда в годы Смут и нашествий, когда нападение врага угрожало потере независимости России, русский народ обращался к Пречистой деве, поэтому и был этот военный собор посвящен защитникам отечества 1812г.

      Церковь была построена в 1827 г, а освящена в 1831 году, после окончательной отделки. Архитектором был А.И. Мельников. В ней три престола: главный в честь Успения Божией Матери, южный в честь Симеона Столпника и северный в честь Марии Магдалины, напоминающий о Марии Мертваго. Церковь был увенчана куполом, а все четыре фасада ее украшены колоннами дорического ордера; внутренность ее была очень изящна, все три алтаря ее имели один иконостас. Он был отделан под темный мрамор и украшен позолоченной резьбой; контур его имел много сходства с контуром иконостаса петербургского Казанского собора. До построения нового Преображенского собора она была кафедральной, (потому и именовалась в дальнейшем собором), потом полковой карабинерного полка, а после к ней принадлежал батальон внутренней стражи. С 1868 года Успенский собор стал домовой церковью Кадетского корпуса графа Аракчеева.

Воскресенский монастырь.

      Он находился в кремле между Никольской башней и зданиями 4-го стрелкового полка. По просьбе Ивана Неронова в 1647 году нижегородский гость солепромышленник Семен Задорин, строивший церкви Святого Николая Чудотворца на Нижнем посаде и Рождества Богородицы, построил в кремле церковь в честь Обновления храма Воскресения Христова с приделами Иоанна Златоуста и св. великомученицы Екатерины.

      В начале XVII столетия в этом монастыре было только семь стариц, поэтому преосвященный Питирим, на основании духовного регламента, в 1723 году, упразднил его и перевел монахинь в монастырь Происхожденский, к которому перешло и все его имущество. После того церковь Воскресения была несколько времени ружною, потом обращена в приходскую, и при епископе Дамаскине, в восьмидесятых XVIII в., за малочисленностью прихода, упразднена и за ветхостью разобрана; кирпич ее использован на постройку колокольни семинарской церкви.

Духовской монастырь

      Основан в 1574 году одним опальным дворянином. Мирское имя этого дворянина неизвестно. Он был выслан из Новгорода Великого Иваном Грозным в 1570 г. в Нижний Новгород, где под именем Порфирия принял монашество. Его примеру последовали еще восемь Новгородцев. Порфирий, построив на свой счет монастырь, назвал, его Святодуховым, в память новгородского Святодухова монастыря. В 1621 году в Духовском монастыре была деревянная церковь Сошествия Святого Духа, с приделом во имя Николая Чудотворца.

      В восьмидесятых годах XVII столетия, монастырь пришел в ветхость. После130 лет своего существования церковь Духовского монастыря стала совершенно неудобной к богослужению, поэтому и была построена новая каменная в честь Сошествия Святого Духа с приделом св. апостолов Петра и Павла. Придел этой церкви был освящен 15 января 1703 года. Новый храм имел внутреннее убранство точно такой - же, какой был в первоначально основанной церкви.

      Богослужение в нем совершалось ежедневно по уставу. В 1738 году церковь была поправлена; потом через 23 года в ее приделе произошел пожар, от которого придел совершенно сгорел, но из главного храма иконы и прочие церковные принадлежности были спасены, после чего придел был упразднен.

      После архиепископа Питирима (1719-1738) Духовской монастырь поддерживался тем, что, будучи домовым архиерейским, стоял рядом с домом самих архиереев; но когда епископ Феофан в 1762 году перешел из кремля в новый архиерейский дом, Духовской монастырь потерял всякое значение и при составлении штатов в 1764 году был обращен в приходскую церковь. Таким образом, кончилось существование Духовского монастыря через 190 лет после его основания.

      При перепланировке территории Нижегородского кремля в 1782 г., в общей системе Генерального межевания, каменный собор Духовского монастыря сохранился, но был превращен в приходскую церковь.

      Приход Духовской церкви состоял из 60 дворов. В 1798 году, по высочайшему повелению императора Павла I, Духовская церковь была отдана для служения единоверцам, которые в 1800 году пристроили с южной стороны ее придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Сорок два года единоверцы владели церковью Святого Духа. В 1836 году государь император Николай I, вторично посетив Нижний Новгород, повелел церковь Святого Духа, отделав снаружи и украсив внутри, не изменяя старого иконостаса и древних икон, причислить её к военно-губернаторскому дому, а единоверцам отдать церковь Симеона Столпника.

      В 1840 и следующие за тем два года в Духовской церкви производились работы. Снаружи она была отделана заново в византийско-русском вкусе, по проекту архитектора Тона. Вместо прежней небольшой главы на ней был сделан огромный купол. Придел Покрова Богородицы был упразднен, но внутри главного храма вся древность была оставлена.

      18 августа 1844 года земля пришла в движение, вследствие её разрыхления родниками в скате кремлевской Духовской горы, и в церкви Святого Духа оказались трещины от самого основания до сводов, поэтому служение в ней было прекращено. Церковь Святого Духа 1845 году была перенесена в одну из комнат военно-губераторского дома. На её месте решили выстроить маленькую часовню, но часовня была устроена спустя десять лет. В ней находились следующие образа: Литой чугунный Образ Спасителя, Икона Смоленской Богоматери Одигитрии древнего новгородского стиля, писанная около 1574 года, Икона Сошествия Святого Духа, написание которой относится к 1737 году, Иконы св. апостолов Петра и Павла, писанные в 1702 году, Царские врата из бывшего при церкви прицела Покрова Пресвятой Богородицы, устроенные в 1800 году. Освящение этой часовни было совершено 1 августа 1855 года, в день Происхождения Честных Древ Креста Господня.

Мужской Симеоновский монастырь.

      Основан также опальными новгородцами в 1574 году. В сотной грамоте 1621 года монастырь описывался так:

      "В нижнем Новгороде под горою, подле большого мосту монастырь Симеоновский. А в нем церковь Симеона Столпника, да внизу под церковью служба св. Мученицы Екатерины; деревяна с папертью на подклетях, верх шатром. А в церкве образы и книги и ризы и церковные сосуды, и на колокольнице колокола и всякое церковное строение мирское. А на монастыре келья игуменская, да три кельи братских. Дана монастырю у святых ворот богадельня. А старицы с того монастыря кормятся в мире Христовым имянем".

      В большой пожар 1715 года монастырь сгорел, и больше не восстанавливался и был упразднен. Новая церковь Святого Симеона Столпника была построена на месте монастыря в 1743 году начальником Нижегородской губернии князем Даниилом Андреевичем Друцким - Сокольницким. Главный алтарь этой церкви был посвящен чудотворной иконе Страстной Божией Матери, которая была украшена драгоценными камнями и жемчугом; в трапезе южный - Введению Пресвятой Богородицы, а северный - Симеону Столпнику. Сначала церковь считалась приходской, с 1769 года - батальонной, а с 1827г. - военной. В 1836 году её передели единоверцам. Здание этой церкви стояло до 1955 года.

Монастырские подворья.

      Печерское с Воздвиженской церковью, находилось около входа у Дмитриевских ворота.

      Подворье Дудина монастыря с церковью Рождества Иоанна Предтечи находилось в юго-западной части кремля, между башнями Тайницкой и Коромысловой.

      По сотной грамоте, составленной при царе Михаиле Федоровиче в 1630 г, в нижегородском кремле был "двор Амвросиева Дудина монастыря; а на дворе церковь Зачатия св. Иоанна Предтечи деревянная на подклетях с папертью вокруг нея; а церковь и в церкви образы и всякое церковное строение и колокола а на дворе келья и городьба - строение того монастыря". Невдалеке от этого места был еще двор Дудина монастыря для приезда крестьян.

Архиерейский дом

      Стоял почти на том самом месте, где впоследствии располагалась Главная гауптвахта. Он был построен в начале XVIII столетия вместо прежнего деревянного, в котором жили нижегородские архиереи с открытия епархии (с 1672 года). Этот дом был двухэтажный, с двумя подъездами. К нему принадлежали еще два здания, также каменные, (стоявшие почти на том самом месте, где впоследствии был построен военно-губернаторский дом) в них прежде помещались консистория, Духовный приказ и школы: певческая, славяно-латинская и эллино-греческая, а потом семинария. Когда архиереи жили в кремле, то при доме их была Крестовая Церковь во имя Казанской Божией Матери; она примыкала главному дому с северной стороны. Первоначальное её построение относится к 1752 году. За домом был сад, который проходил к Георгиевской башни и; в нем из собранных родников были устроены садки для рыб. В 1753 году дом этот сгорел, но был вновь отделан епископом Феофаном. С 1762 года архиереи стали жить в новом доме, а кремлевский архиерейский дом отошел в казенное ведомство; в то же время была упразднена и находившаяся при нем Крестовая церковь. Крестовая церковь была вновь построена в1829году.

      Материал подготовлен по книгам:
1. Архимандрит Макарий. Памятники церковных древностей. Нижний Новгород. 1999.
2. Храмцовский Н.И. История и описание Нижнего Новгорода. Нижний Новгород. 1998.

[В начало]      [История Кремля] [Башни] [История застройки] [История реконструкции]     
[Другие интернет ресурсы по Нижегородскому Кремлю]     
©  Музей ННГУ им.Н.И.Лобачевского, 2004